Но, во-первых, и главное: дядя еще предложения не делал; следственно, я могу и не знать, что ее готовят ему в невесты; притом же, прошу заметить, что я еще три недели назад замыслил это предприятие, когда еще ничего не знал о здешних намерениях; а потому я совершенно прав перед ним в
моральном отношении, и даже, если строго судить, не я у него, а он у меня отбивает невесту, с которой — заметьте это — я уж имел тайное ночное свидание в беседке.
Неточные совпадения
Марксистское
моральное сознание раздирается противоречием между
отношением к прошлому и настоящему с одной стороны, и будущему.
Традиционное миросозерцание революционной интеллигенции с аскетическим сужением сознания, с
моральным ригоризмом, с религиозным
отношением к социализму расшаталось, и в некоторых кругах интеллигенции и полуинтеллигенции в результате разочарования революцией началось настоящее
моральное разложение.
Русские
моральные оценки определяются по
отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру.
Его социология совершенно аморальная, он не допускает
моральных оценок в
отношении к жизни обществ.
Мы говорим: общество, которое рассматривает человека только как орудие своего обогащения, — противочеловечно, оно враждебно нам, мы не можем примириться с его моралью, двуличной и лживой; цинизм и жестокость его
отношения к личности противны нам, мы хотим и будем бороться против всех форм физического и
морального порабощения человека таким обществом, против всех приемов дробления человека в угоду корыстолюбию.
Дисциплина и условие ее — субординация только приятно, как всякие обзаконенные
отношения, — когда она основана, кроме взаимного сознания в необходимости ее, на признанном со стороны низшего превосходства в опытности, военном достоинстве или даже просто в
моральном совершенстве; но зато, как скоро дисциплина основана, как у нас часто случается, на случайности или денежном принципе, — она всегда переходит с одной стороны в важничество, с другой — в скрытую зависть и досаду и, вместо полезного влияния соединения масс в одно целое, производит совершенно противоположное действие.
Это признание для теоретического разума может быть названо гипотезой, а по
отношению к пониманию объекта, данного нам путем
морального закона (высшего блага), значит по
отношению к потребности в практическом направлении, верой и притом верой чистого разума, ибо только чистый разум (как в его теоретическом, так и в практическом применении) есть тот источник, откуда оно возникает» (Кант. Критика практического разума, пер.
Но перед Левиным встает, как сам он чувствует, «опасный» вопрос: «Ну, а евреи, магометане, конфуцианцы, буддисты, что же они такое?» Левин отвечает: «Вопроса о других верованиях и их
отношениях к божеству я не имею права и возможности решить». Кто же тогда дал ему право решать вопрос о христианских верованиях, — решать, что именно
моральное содержание христианства единственно дает людям силу жизни?
Персоналистическая переоценка ценностей признает безнравственным все, что определяется исключительно
отношением к «общему», к обществу, нации, государству, отвлеченной идее, отвлеченному добру,
моральному и логическому закону, а не к конкретному человеку и его существованию.
Ещё может быть важнее понять, откуда я получил первоначальные толчки в моём
отношении к окружающей социальной действительности, в моих
моральных оценках окружающего мира.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в
моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное
отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
И удивительнее всего, что в
моральной идеологии семьи, как религиозной, так и позитивистической, остается невыясненным
отношение к самому сексуальному акту, на котором покоится вся эта идеология.
Творческое
отношение человека к природе и творческое
отношение человека к человеку, то есть творчество экономическое и творчество
моральное, изменяет социальную ткань.
Выражение «буржуазная революция» во всех
отношениях очень плохое, по
моральным своим мотивам даже безобразное выражение, и нужно просто признать, что буржуазная революция есть прогрессивный этап в историческом развитии народов.